Каждый начинающий художник со временем начинает думать, где можно продать картину. Арт-рынок — это сложно устроенный механизм. В существующем виде он сложился после Второй мировой войны, когда появились многие влиятельные галереи (аукционные дома работали и до этого). А сегодня на него влияют процессы глобализации и интеграции. Так что, начинающий художник должен учитывать все каналы и возможности для продвижения и продажи своих работ.
Многие новички задумываются, насколько реально продать картину на аукционе. Этот вариант представляется им наиболее выгодным, потому что аукционный дом — это престижно. А еще это выгодно, потому что аукцион пытается представить работы в наиболее выгодном свете, и это способствует их продвижению. Оценивает работу тоже сам аукционный дом, немного поднимая оценку, но, в то же время, регулируя ее так, чтобы она не отпугивала потенциальных покупателей.
Часто аукционные дома используют такой прием как "вилка" цен, то есть указывают нижнюю и верхнюю границу цены. В договоре с продавцом или художником, который является конфиденциальным документом, фиксируется цена резерва. Это означает, что ниже этой суммы художник не хочет продавать свою работу. Торги начинаются с суммы, чуть ниже цены резерва. Если аукционист видит, что на картину есть хотя бы два претендента, можно считать, что лот уже продан. Если претендентов больше, то есть шанс продать картину дорого, в среднем в 2-3 раза выше цены резерва. Если претендентов на произведение нет, интерес к нему искусственно подогревают. Эта схема хорошо показана в фильме "Лучшее предложение" (2012).
От художника или продавца аукционные дома получают примерно 10%, от покупателя — 20-25%. В дальнейшем картина может перепродаваться, и аукционы будут получать комиссионные при каждой такой сделке. При этом стоимость картины будет только расти. Потому что сам факт того, что работа была куплена на престижном аукционе, повышает доверие и к художнику, и к его работе.
Можно ли продать картину начинающего художника на аукционе? — Вряд ли. В основном речь идет только о работах мастеров, которые уже много лет присутствуют на рынке. Исключение составляют онлайн-аукционы, которые есть и в русскоязычном сегменте Интернета. Некоторые из них рассчитаны на массового покупателя, поэтому цены на них невысокие.
Долгое время считалось, что для начинающего художника продажи через галереи — лучший способ заявить о себе в мире искусства. Действительно, галереи раньше часто давали хороший толчок карьере художника, занимаясь продвижением его работ и даже личного бренда. В качестве примера можно привести работы Жан-Мишеля Баския, которого открыли именно галеристы в 1980-е годы (сначала с ним работала Аннина Носей, затем — один из самых влиятельных арт-дилеров в мире, Ларри Гагосян, владеющий бизнесом с оборотами свыше 950 млн. долларов). Галереи занимаются организацией выставок и вернисажей, заказывают рекламные кампании, участвуют в выставках.
Все это делается на взаимовыгодной основе. Но, решая, где продать картину начинающему художнику, учтите, что заработок галереи составляет до 50% от финальной стоимости произведения. Кроме того, на этот сегмент рынка тоже повлияли глобализация и информационные технологии. Небольшие галереи местного значения сейчас не выживают. Это касается всех крупных городов. Те, что держатся на плаву, предпочитают иметь дело с работами художников средней степени известности или с картинами уже умерших мастеров, потому что в этом сегменте ниже риски. Обычно в таких случаях уже есть определенный круг покупателей, с которыми можно работать. Эта стратегия помогла небольшим галереям выжить в кризис 2008-2009 годов, успешно использовалась и в дальнейшем.
Однако наиболее успешными являются крупные галереи, которые могут позволить себе открывать представительства по всему миру. Это становится возможным за счет финансовой поддержки частных коллекционеров или инвесторов. Такие галереи:
Начинающему художнику попасть в такую галерею практически невозможно.
Для участия в ярмарках галерея должна соответствовать целому списку требований, в частности, это касается представленных работ. Поэтому галеристы отбирают только лучших из лучших. Тем более, что участие в крупных мероприятиях стоит дорого, и эти затраты должны окупаться, а работы начинающих художников вряд ли удастся продать дороже, чем за несколько тысяч долларов.
Где продавать картину художнику, если не через аукционы или галереи — важный вопрос. Можно рассмотреть вариант с арт-дилерами или брокерами. Арт-дилеры работают примерно так же, как галереи, то есть сначала приобретают картины за свои или заемные средства, а потом перепродают. Брокеры же выступают посредниками между продавцами и покупателями. Причем покупателями могут быть как частные коллекционеры, так и галереи.
У лучших брокеров и арт-дилеров возможности такие же, как у галерей. Эти люди решают, в каких работах сейчас нуждается рынок, они задают тенденции и устанавливают цены. При этом, в отличие от аукционов, они могут и не обнародовать информацию о сумме сделки, что открывает им пространство для спекуляций. Иногда разница составляет десятки и тысячи долларов.
Продать картину арт-дилеру довольно сложно. Таким участникам арт-рынка художник становится интересен только в том случае, если он уже не меньше 10 лет присутствует на рынке, о нем есть публикации в СМИ, и цены на его работы демонстрируют стабильный рост. Также арт-дилеры часто скупают работы умерших художников, если при жизни мастер смог добиться некоторой известности на первичном или вторичном рынке.
Согласно Artsy Gallery Insights 2021 Report, сегодня онлайн-продажи через социальные сети и сайты галерей заметно потеснили остальные источники, и для современной живописи имеют значение даже больше, чем художественные ярмарки. Дилеры активно используют для продвижения stories и создают рекламные посты в Инстаграм.
Поэтому сегодня, рассматривая варианты, где можно продать картину, лучше сразу интересоваться интернет-ресурсами:
Одной из первых успешных онлайн-галерея стала "Artsy". Интересно, что в нее вложил средства уже упомянутый арт-дилер Ларри Гагосян. Но создан этот стартап был студентом Картером Кливлендом. Ему повезло — идею поддержали и другие влиятельные люди, например, некоторые из семейства Рокфеллеров, супруги миллиардеров Руперта Мёрдока и Романа Абрамовича. В 2012 году онлайн-галерея была запущена, и к 2017 году в ней уже было представлено более 800 тысяч картин из 4 000 галерей со всего мира. К 2021 году в день эту платформу посещало более 4 млн. человек.
Разместить свои работы на Artsy самостоятельно не получится. Это можно сделать только через одну из представленных там галерей. К тому же, все услуги здесь платные. Есть разные пакеты с различным набором опций. В среднем придется заплатить не менее 500 долларов для того, чтобы пользоваться сервисом.
Где можно продать картину новичку, который не готов платить такую сумму сервису:
Где продавать картину художнику быстро? Сложно ответить однозначно. Можно предлагать свои работы сразу в нескольких проектах или комбинировать способы продажи. Например, можно продавать через виртуальную галерею и свою страницу в социальной сети.
Продать картину в Интернете можно самостоятельно — через собственный сайт или аккаунт в соцсети. Для этого нужно зарегистрироваться в Инстаграме. Кстати, в этой сети есть и аккаунты арт-дилеров. Количество фолловеров уже упомянутого Ларри Гагосяна составляет около 900 тысяч подписчиков, чуть меньше — у владельца конкурирующей галереи Pace Gallery.
Можно также открыть страницу в Фейсбуке. В этой сети есть и тематические сообщества для художников, например, "Шар и крест", "Картины по дружественным ценам".
Где можно продать картину в Интернете с большей выгодой, сказать сложно. И в Инстаграме, и в Фейсбуке будет множество конкурентов, поэтому придется много работать, чтобы выделиться на общем фоне.
Каждого художника интересует, за сколько можно продать картину. При работе с галереями и арт-дилерами цены диктует покупатель. Если вы будете продавать работы самостоятельно через Интернет, то можно воспользоваться методом сравнения. Посмотрите, сколько стоят работы других новичков, и ориентируйтесь на этот уровень цен. Очень важно ориентироваться именно на ваш сегмент. Шестизначные суммы коллекционеры готовы платить только за работы старых мастеров. Самая дорогая проданная картина — "Спаситель мира" Леонардо да Винчи — стоит более 450 млн. долларов. Новички не могут рассчитывать на такие суммы. Раскрученные современные художники — например, Бэнкси — могут продать картину за 12 млн. долларов. Но новички, скорее всего, могут рассчитывать на суммы от 10-20 тысяч рублей за небольшое полотно.
Небольшую наценку можно получить за эксклюзивность — если это оригинальная работа, которую нельзя технически размножить законным путем. Если это фотографии или цифровые картины, с которых можно делать копии, то цена будет ниже. Причем только первые 12 работ, сделанных с оригинала, будут считаться произведением искусства.
Чтобы успешно продавать картины в соцсети:
Распределяйте время правильно: половину времени придется тратить на бизнес и столько же — на творчество. Даже, если картина еще не готова, фотографируйте ее состояние на сегодняшний день, чтобы подписчики видели прогресс, и выкладывайте снимки в свой блог.
Исследуйте рынок. Посмотрите самые продаваемые картины художников современности и проанализируйте, в чем причина их успеха. Сравнивайте цены, изучайте тенденции рынка.
Работайте с картинами малого формата. Они не просто доступнее по цене, но и практичнее. В Интернете не так много людей, которые имеют подходящее жилье для размещения масштабных полотен.
Персонализируйте свой аккаунт. Рассказывайте о себе, показывайте мастерскую, говорите о вещах, которые вас вдохновляют.
Сделайте процесс покупки максимально простым. Оставьте везде контактные данные и не забывайте проверять комментарии и личные сообщения, чтобы покупателям было легко с вами связаться.
Определите свою целевую аудиторию. Если вы пишете виды города, закажите открытки со своими работами (в том числе и электронные) и предложите туристическим агентствам.
Оставляйте комментарии в других блогах и аккаунтах, чтобы привлечь к себе внимание.
Проводите виртуальные мастер-классы, участвуйте в конкурсах и выставках, пусть даже местных. У вас появится опыт и даже своего рода "стаж" на рынке, который потом будут учитывать галереи.
Так же, как и при продаже обычных товаров, устраивайте акции. Например, можно предлагать покупателям бесплатную доставку при заказе свыше определенной суммы. Накануне праздников можно устраивать скидки.
Как начать продавать собственные картины?